25 Май 2018 Пресс-центр Издательского дома «Гудок»

Пост-релиз

23 мая 2018

 Москва, Пресс-центр Издательского дома «Гудок»

 

 

 

Гудок 23 мая 1823 мая 2018 года в пресс-центре Издательского дома «Гудок» состоялся круглый стол на тему «Обеспечение пожарной безопасности на объектах железнодорожного транспорта».

 В мероприятии приняли участие представители центрального аппарата и профильных филиалов ОАО «РЖД», ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ», Минстранса РФ, Минобороны РФ,  АО «ФПК», а также разработчики и производители систем пожарной безопасности и средств оповещения, сигнализации и пожаротушения, проектировщики объектов железнодорожной инфраструктуры. В их числе:  ООО «Арсенал», Группа Компаний «Пожтехника», ООО «Вентран-Телеком», ООО «Спецуниверсалсервис», ООО «ТД «Рубеж», АО «Мосгипротранс» и другие. Научно-аналитическое сообщество представляли эксперты  Ассоциации «Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности», Ассоциации «Союз 01», ФГБУ ВНИИПО МЧС России, АО «ВНИИЖТ», ОАО «НИИАС» и другие.

 Участники дискуссии обсудили современные методы и технологии обеспечения пожарной безопасности на стационарных объектах железнодорожной инфраструктуры и подвижном составе, совершенствование нормативной базы в сфере обеспечения пожарной безопасности, а также рассмотрели перспективы совершенствования оснащенности объектов железнодорожного транспорта передовыми средствами оповещения, предотвращения и ликвидации пожаров.

Начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля, ОАО «РЖД» Петр Потапов рассказал об актуализации нормативной правовой базы в области обеспечения пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

«Совместно с Минтрансом России мы разрабатываем правила противопожарного режима при эксплуатации железнодорожного подвижного состава, которые также учитывают технические особенности двухэтажных поездов. Ведется большая работа, чтобы сделать согласованный документ, который будет удовлетворять требования ОАО «РЖД», Минтранса, ФГП ВО ЖДТ как непосредственного надзорного органа за профилактикой противопожарной безопасности в компании, и ФАЖТ», - отметил он, выразив уверенность, что в этом году документ будет принят и утвержден. 

Главный инженер Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Геннадий Насонов заострил внимание на мерах, принимаемых для повышения противопожарной защищенности объектов ЦДИ. По его словам, за последние годы удалось снизить количество пожаров с 14 случаев в 2013 году до 9 в 2017м. По его словам, основная причина пожаров – неисправность электрообрудования и приборов отопления, на нее приходиться 58% от общего числа случаев. В 28% случаев причина в неосторожном обращении с огнем.

 «Программа по обеспечению пожарной безопасности в 2018 году по ЦДИ предполагает выделение 970 млн. рублей на мероприятия по предотвращению и ликвидации пожаров. Это оборудование системами пожарной автоматики, техническое обслуживание автоматики, обработка строительных конструкций, техническое обслуживание огнетушителей, обучение работников и так далее. Серьезные средства вкладываются в обеспечение пожарной безопасности в полосе отвода – это чуть больше половины всех запланированных средств», - подчеркнул эксперт.

 Вместе с тем Геннадий Насонов отметил, что наиболее критичное влияние на перевозочный процесс оказывает возгорание на постах электрической централизации. Посты ЭЦ уязвимы, так как львиная доля материалов, из которых произведено оборудование, горючие либо поддерживающие горение. По его словам, только в последнее время постепенно начали внедрять оборудование из негорючих материалов.

 Участники круглого стола отметили, что огромную роль в предупреждении и тушении пожаров играет эффективность специализированных систем и оборудования. Важно, чтобы обеспечением пожарной безопасности занимались сертифицированные компании, профессионализм и компетенции которых подтверждены официальными проверками и испытаниями.

 

Генеральный директор Группы Компаний «Пожтехника» Наталья Хазова поделилась результатами комплексных испытаний и исследований, проведенных для  ОАО «РЖД».

 «Совместно с ОАО «РЖД» на территории станции «Свердловск сортировочный», в рамках инновационного проекта Организация комплексной системы капитального ремонта, монтажа и технического обслуживания охранно-пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения на период 2007-2011 годов были проведены комплексные испытания. По их результатам оборудование ООО «Пожтехника» включено в «Перечень технических средств автоматического пожаротушения, охранной и охранно-пожарной сигнализации, рекомендованных для применения на объектах и подвижном составе железнодорожного транспорта ОАО «РЖД»», - рассказала она.

 Генеральный директор ООО «Арсенал» Константин Сосницкий  рассказал об оборудовании для систем оповещения и управления эвакуацией.

 «Арсенал» ведёт свою историю с 2000 года. Компания является эксклюзивным дистрибьютором омского завода, производящего товар под собственными торговыми марками. Мы предлагаем широкий ряд решений по системам охранно-пожарной безопасности, аварийно-эвакуационного оповещения, бытового и промышленного освещения. Все изделия сертифицированы», подчеркнул он. 

 По данным, приведенным главным пожарным инспектором на железнодорожном транспорте ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» Валерием Аксютиным, на сети железных дорог в постоянной готовности находятся более 300 пожарных поездов, которые занимаются не только тушением пожаров, но и профилактикой. В том числе, работники участвуют в обследовании локомотивов, моторвагонного подвижного состава. При этом особое внимание уделяется исправности систем противопожарной защиты и сигнализации пожаротушения на постах ЭЦ с последующим рассмотрением всех вопросах на дорожных, региональных пожарно-технических комиссиях. Говоря о пожарах на подвижном составе, он подчеркнул, что чаще всего возгорание происходит на локомотивах. При этом пассажирские подвижные составы защищены гораздо больше, так как в пассажирских вагонах большинство материалов негорючие или трудногорючие.

 Также эксперт поднял вопрос необходимости совершенствования нормативной базы.

 «Если по стационарным объектам в настоящее время в компании ОАО «РЖД» разработан свод правил для инфраструктуры железнодорожного транспорта, то  для подвижного состава действует раздел правил, утвержденный еще во времена Министерства путей сообщения. На протяжении последних трех лет ведется разработка нового документа, который будет касаться всех видов подвижного состава», - сказал он.

 Продолжая тему нормативного обеспечения, советник Ассоциации «Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности» Дмитрий Удалов подробно остановился на новых требованиях к организации проверки работоспособности систем противопожарной защиты, которые вступили в силу 1 мая 2018 года с введением  ГОСТа Р 57974-2017.

 «Согласно национальному стандарту, проверки имеют право выполнять только аккредитованные в установленном порядке организации, а не лицензируемые, как это было раньше. По итогам проверки, если система исправна, выдается не акт, а сертификат соответствия системы, который регистрируется в специальных реестрах. Реестры являются открытыми, и созданы на площадке Технического комитета 001 Росстандарта», - отметил он.

 Заместитель генерального директора АО «ФПК» Александр Петрунин обратил внимание участников дискуссии на минимальное количество пожаров на пассажирских поездах за последние годы. Так, в период с 2014 по 2016годы было допущено по 1 случаю пожара в год, в 2017 и 2018 годах пожаров не было. По его словам, в качестве одной из профилактических мер был разработан стандарт по пожарной безопасности АО «ФПК», который предусматривает все направления деятельности, от укомплектования и поддержания в рабочем состоянии систем пожарной безопасности, до обучения персонала и организации контроля по объектам инфраструктуры и подвижному составу.

 «С 2016 года мы делаем расчет пожарных рисков. Это позволяет устанавливать системы пожарной сигнализации и дымоудаления там, где он необходимы. С течением времени работоспособность этих систем проверяется специалистами. К концу 2019 года все объекты  АО «ФПК» будут оборудованы системами пожарной сигнализации», - рассказал он.

 Главный научный сотрудник ФГБУ ВНИИПО МЧС России Наталия Константинова  затронула тему пересмотра нормативной базы пожаробезопасного применения материалов для пассажирских вагонов железнодорожного транспорта.

 «Методология часть оценки пожарной безопасности выстраивается по основным факторам пожара. Для железнодорожного транспорта основными показателями пожарной опасности материалов являются горючесть, дымообразующая способность, токсичность продуктов горения, индекс распространения пламени и воспламеняемость», - рассказала она,  отметив, что ни один из текстильных материалов  в силу своей химической природы не может обеспечить умеренную опасность по токсичности и дымообразующей способности.  По словам эксперта, модифицирование материала тоже не помогает достигнуть нужных показателей. В связи с этим она предложила пересмотреть требования нормативных документов к материалам внутреннего оборудования, в том числе для занавесей, штор, обивки спальных полок, диванов и кресел.

 В заключение дискуссии участники круглого стола отметили важную роль профилактических мероприятий для исключения случаев пожара на объектах железнодорожного транспорта и необходимость консолидации сил производителей и эксплаутантов систем пожарной безопасности.