Инновации в судовом пожаротушении
Инновации в судовом пожаротушении
(журнал «Корабел.ру» №3 (29)|2015)
А.А.Губин,
Директор по продажам представительства Группы Компаний «Пожтехника» в Северо-Западном регионе
С.А.Дауэнгауэр,
Директор представительства Группы Компаний «Пожтехника» в Северо-Западном регионе
Повышение живучести судов в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) является важной задачей. Поскольку одной из наиболее опасных ЧС является пожар, следует уделять постоянное внимание повышению эффективности систем противопожарной защиты и, в частности установок газового пожаротушения (АУГПТ).
Напомним основные требования к системам пожаротушения вообще и АУГПТ в частности:
- эффективность тушения;
- безопасность для людей (а также животных, перевозимых на судах);
- безопасность для материальных ценностей;
- экологическая безопасность;
- технологичность при установке и обслуживании.
Сейчас на российских судах и кораблях ВМФ, применяются следующие газовые огнетушащие вещества (ГОТВ):
- двуокись углерода СО2;
- хладон 114 В2;
- хладон 227еа.
При этом СО2 смертельно опасен для человека уже при концентрации 5% об., в то время как огнетушащая концентрация (ОТК) для него составляет 35-45 об.%. Таким образом, в случае штатного, а особенно нештатного, срабатывания АУГПТ, людям грозит смертельная опасность не только в защищаемом, но и в смежном с ним помещениях.
Хладон 114 В2 снят с производства и запрещен к применению международными конвенциями как вещество с высоким озоноразрушающим потенциалом.
Хладон 227еа, являясь условно безопасным ГОТВ для л/с, внесен в «Перечень веществ, загрязняющих атмосферный воздух» под кодовым номером 0989[1].
Таким образом, ни одно из используемых ГОТВ не отвечает в полной мере предъявляемым к ГОТВ требованиям.
С появлением нового огнетушащего вещества ФК-5-1-12 (Новек1230) ситуация с пожаротушением на морском транспорте заметно изменилась.
АУГПТ на основе ФК-5-1-12 (Новек1230) в наибольшей степени отвечают требованиям, предъявляемым к ним общими соображениями безопасности на транспорте и на морских судах, в частности.
- ·ФК-5-1-12 (Новек1230) в концентрациях, применяемых для тушения, абсолютно безопасен для человека, что подтверждено специальными исследованиями [2,3].
- ·ФК-5-1-12 (Новек1230) не оказывает какого-либо воздействия на большинство из известных материалов [4].
- ·ФК-5-1-12 (Новек1230) тушит гораздо эффективнее других хладонов, а его экологическая безопасность заметно выше [5].
- ·Массогобаритные характеристики АУГПТ с ФК-5-1-12 (Новек1230) намного лучше, чем у любой другой АУГПТ[6].
Очевидные преимущества ФК-5-1-12 (Новек1230) способствуют его широкому применению в качестве ГОТВ для защиты морских судов за рубежом. В России до недавнего времени ФК-5-1-12 (Новек1230) для этих целей не применялся, в связи с тем, что эти АУГПТ на отечественном рынке не производились. Однако, теперь эта проблема устранена.
Группа Компаний «Пожтехника» - единственный в России производитель АУГПТ на основе ФК-5-1-12 (Новек1230) – на своих производственных мощностях в Москве и Подмосковье осуществляет полный производственный цикл по изготовлению АУГПТ – от производства баллонов и запорно-пусковых устройств (ЗПУ) до заправки и комплектования готовых систем под каждый конкретный объект. Системы производства ГК «Пожтехника» имеют все необходимые сертификаты, включая одобрения Морского и Речного Регистров РФ. Теперь пожары на судах будут быстро и надежно локализованы и потушены, а опасные последствия – сведены к минимуму.